Рецепт немецкого шнапса

Николай Фоменко шнапс Schneejager Schneejager

Русский рецепт немецкого шнапса

О новом проекте Николая Фоменко

Встретиться с Николаем большая удача. Он сегодня в Москве, завтра во Франкфурте, а послезавтра в Штатах. Карьера автогонщика уже в прошлом, но и сейчас его жизнь «на максималках». Так и в бизнесе: обычное, заурядное – не для него. Наверное, поэтому все начинания Фоменко немедленно обращают на себя внимание далеко не только экспертов и посвященных. История нового предприятия в цитатах.  

О принципах ведения бизнеса

Я всегда делаю то, то мне нравится, что я люблю и хочу. Мой осевой проект в Германии – это шнапс. Нам исполнилось четыре года. В связи с «Марусей» (проект создания суперкара, представленный в 2009 году на автосалоне во Франкфурте-на-Майне и закрытый в 2014 году – Прим. Ред.) я обосновался в городе Франкфурт. У меня там было предприятие, связанное с комплектующими. Туда стекались все комплектующие, а потом они плавно переползали в Российскую Федерацию. Я – резидент, у меня вид на жительство, который я получил как бизнесмен. Но когда «Маруся» была закрыта как проект, я не остановился.

Я считаю, что заниматься нужно только тем бизнесом, тем делом, которое ты очень любишь. И если ты его любишь, ты в нем разбираешься. А иначе зачем? Только ради денег? Власть, деньги и слава – это не ко мне. Мне интересно не просто прибыль получить, а открыть «голубой океан». («Стратегия голубого океана» – книга Кима Чана и Рене Моборна. Концепция бизнеса, которая предполагает создание не существующих ранее рынков. – Прим. Ред.).

То что делает Илон Маск, мне близко. А за ним идут те, кто занимается просто продажами. Вот это не моё. Нельзя открыть передовую технологию, если ты не влюблен, не заинтересован, не разобрался в этом глубоко. Я считаю, что сегодня вообще все бизнесы должны вырастать из хобби. И в моем понимании бизнес – это близкие люди. Невозможно делать бизнес с людьми, о которых ты ничего не знаешь.

Об Австрии, лыжах и вдохновении

Много лет я занимался горными лыжами, а теперь и дети мои – горнолыжники. Все три сына. Старший четыре раза выступал на чемпионате мира. Средний выступает в чемпионате Франции, он там шестой. Младший тренируется пока здесь. В связи с лыжами много времени проводили в Австрии, а там шнапс – традиционная история, après-ski. А я к тому времени совершенно не выпивал тяжелые напитки. Водка осталась где-то в начале 90-х. Но она вообще физиологически не мой напиток. Дистилляты мне ближе.

Находясь в Австрии, я посмотрел, что делают люди, а там это целая индустрия. И там варят шнапс такого качества и такого уровня, что можно сойти с ума. Я долго к этому пристраивался и в итоге придумал бизнес-модель, которая должна была сработать.

О Германии и идентичности

В Германии шнапс пьют плохо. На сервере – да, а вот Гессен, Бавария – нет. И это при том, что все больше особенно молодых людей в Германии задумываются о своей идентичности. Национальный дух – в самом хорошем смысле – возрождается. Если раньше во Франкфурте в палатке на Октоберфест я практически не видел гостей в национальной одежде, то несколько лет назад я поймал себя на мысли, что я в этой палатке, кажется, единственный посетитель в джинсах. А идентичность включает в себя, в том числе, шнапс.

О поиске шнапсоварни

Я начал искать шнапсоварню в Германии, куда я бы мог войти, где бы меня приняли. Но оказалось, что в Германии, как и в России, это достаточно сложный процесс. Ты не можешь просто так со стороны куда-то приехать и запустить свой проект. Мы долго искали партнеров и наконец – совершенно случайно – нашли их в 80 км от Франкфурта, уже в Баварии, в Аморбахе. Старая небольшая шнапсоварня, которой управляют два немца. Мы к ним приехали и начались долгие переговоры: мы потратили год, чтобы убедить Герхарда и Уве, что мы здесь не за тем, чтобы украсть у них рецепт. Они никак не могли понять, что хотят от них эти русские. Моя же идея была одновременно простой и очень сложной: на их базе сделать свой шнапс и создать свой бренд. Воспользовавшись их опытом, на их мощностях.

основател шнапсоварни
Основатель шнапсоварни Герхард Бауэр справа и его друг и коллега — Уве Вехде

Вообще, это замечательная небольшая шнапсоварня с полным циклом производства. От закупки сырья до расстановки готовой продукции на полки. Со временем накопительные ёмкости и линии розлива переместились под Гамбург, ближе к порту. В Аморбахе остались только лаборатория, склады для обслуживания южной Германии и экспериментальная разливочная линия.

О чистоте и объемах

Для меня главная история заключалась в том, что я – абсолютный противник всякой химии. Любые добавки Е убивают весь смысл продукта. А эти Е позволяют сделать из любой сыворотки напиток, хранить его и потом поить вот этим вот людей. И в этом пункте мы сошлись с Герхардом и Уве: вот мы купили две тонны груш, поставили их, и дистиллят будет ровно из этих двух тонн. Не две сто, не 1900 кг, а ровно две тонны. И, возможно, этот шнапс будет нарасхват, люди захотят еще, но я ни на шаг не сдвинусь ради увеличения объема. Сейчас мы используем 20 тонн сырья по каждому сорту ежемесячно, и это маленький объем. Если нам скажут, давайте делать из 100 тонн, я откажусь.

Вообще, все не так просто. Например, мушмула. В Испании была просто катастрофа с мушмулой, она не выросла. И это не погода подвела, а вредители поработали. Мне говорят: давайте закупать мушмулу в Таджикистане. Она там прекрасная, но она не сертифицирована никак, ее нельзя привезти в Европу. Так мы остались без мушмулы. Могли бы, конечно, взять сироп и на его основе все сделать. Но это не наш путь.

Об отходе от традиций

Начиналось с того, что я сказал нашим немцам, что хочу делать шнапс 38 градусов. Герхард тут же схватился за голову и убежал прочь. Вернувшись, сказал, что это не шнапс, это позор, что мы такое делать не будем. Но я убедил. Стали делать и пробовать. Герхард поначалу удивлялся, но потом втянулся. Мы сделали потихоньку все вкусы, у нас сейчас 30 сортов. Все 38, 36, 32 градуса. Это мой вкус, с одной стороны, а с другой, я вижу, что такие продукты очень хорошо «заходят» молодому поколению.

И только классический ореховый шнапс (Haselnussgeist) мы производим 40 градусов – тут уж никак нельзя снижать. Рецепт получил золотую медаль ISW, он остаётся неизменным. Мы в Германии занимаем достойные позиции. А в России это вообще чистое поле, никто не в курсе. Меня спрашивают: а шнапс это из картошки? Тем не менее, мы хорошо стартовали и здесь. Нашими эксклюзивными партнёрами в России является компания Абрау Дюрсо. В принципе, этим всё сказано. В совсем небольшом баре «АмпельманБар», с которым мы работаем с начала года, ребята продают 40 литров в неделю. Это очень неплохо.

Вообще, я хочу поменять эту историю: вместо водки с red bull предложить шнапс с тоником. Но тоник сделать тоже натуральным. Лаванда или что-то такое.

О создании и защите марки

История с брендом тоже интересная. Я придумал название – Weißer Jäger. Целый месяц мы ждали, когда нас примут в торговой палате Франкфурта. Приняли, проверили. Все нормально, но сразу предупредили: с таким названием у нас проблемы начнутся прямо завтра. В сегодняшнем толерантном обществе «белый охотник» звучит не очень хорошо. Тогда чтобы не стоять снова в очереди, вот вам новое название – Schneejäger. Отвечают: нет такого слова в немецком. Ну так ведь и слова iPhone в немецком не было, но теперь же есть. Вот и Schneejäger появится. Помогло и знание местности. По соседству находится Schneeberg im Odenwald.

О внутреннем дефиците

Вообще, в сегодняшнем мире потребления нужен такой статус недоступности. Не в смысле цены, а «не достать». Люди перестали испытывать восторг. Если вы год ждете бутылку шнапса, пока она созреет, и выпиваете ее на Новый год, вы будете в полном восторге. Я очень люблю Германию за то, что в определенное время там магазины просто закрываются. Как было в СССР. Не купил на выходные то, что тебе нужно, извини.

О немцах и русских

Поучиться у немцев нужно порядку. Особенно с нашей эмоциональностью. Вот сказали им: локдаун, и они сидят. Злятся, бесятся, да как же так, да что за глупость. Все то, что здесь. Но они все выполняют. У нас же… Трудности перевода. Мы не понимаем, что нам говорят, не хотим углубляться в вопросы. Все замешано на эмоциях. И главное: поговорили – значит, уже как бы сделано. Это нужно менять.

 

Записали Игорь Березин и Даниэль Зеверт

 

[Infobox] Multitalent    /Талантливый человек/

Николай Фоменко (58) родился в Ленинграде. Учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Еще во время учебы основал рок-группу «Секрет», пик популярности которой пришелся на конец 80-х – начало 90-х.

Актер театра и кино: более 40 ролей на экране. Теле- и радиоведущий.

Спортсмен-горнолыжник со званием мастера спорта. Автогонщик, мастер спорта России международного класса по автоспорту. Участвовал в нескольких чемпионатах мира FIA GT. Возглавлял инженерный отдел команды Формулы-1 Marussia Virgin Racing.

Предприниматель. Бывший президент Marussia Motors, основатель бренда Schneejäger.

 

 

Оцените статью
ШнееЕгер
Добавить комментарий